Регистрация пользователя

или Отмена

Материалы

Гордон Декстер

Декстер Кейт Гордон (Dexter Keith Gordon) Тенор-саксофонист, пионер хард-бопа Декстер Гордон был номинирован на «Оскар» за «Лучшую мужскую роль» в 1987 году (фильм «Около полуночи» - Round Midnight, 1986). В 1980 году он введен в Зал Славы джаза и назван "музыкантом года" читателями журнала «Down Beat» в 1978 и 1980 году. За свою карьеру он успел поиграть практически со всеми выдающимися джазовыми музыкантами ХХ века.

Рост Гордона составлял 198 см, за что его прозвали "Долговязым Декстером" (англ. Long Tall Dexter).

Гордон является одной из самых влиятельных и почитаемых личностей в истории джаза, его вклад в развитие манерной, мощной и полнозвучной игры, ровно как и стилистической концепции для саксофона в целом и для тенор-саксофона в частности, неоценим.

Биография

Декстер Кейт Гордон (Dexter Keith Gordon) родился 27 февраля 1923 года в Лос-Анджелесе, штат Калифорния, США. Отец Гордона, д-р Франк Гордон, доктор медицинских наук, был одним из первых выдающихся афро-американских врачей и выпускником университета Говарда. Пациентами врача Гордона были Дюк Эллингтон, Лайонел Хэмптон (Duke Ellington, Lionel Hampton) и многие другие джазовые музыканты.

Декстер начал рано учиться музыке и до 13 лет играл на кларнете, затем перешёл на альт-саксофон и в 15 лет – на тенор-саксофон. Он учился под руководством Лойда Ризи, учениками которого также были Чарльз Мингус и Бадди Коллетт.

Во время учёбы в школе Гордон играл в группах с Чико Хэмилтоном (Chico Hamilton) и Бадди Коллеттом (Buddy Collette).

Между 1940 и 1943 годами Декстер Гордон был членом группы Лайонела Хэмптона, играя в секции саксофонов вместе с Illinois Jacquet и Marshall Royal. В 1943 году он сделал свои первые записи под своим собственным именем, наряду с Нэтом Коулом (Nat Cole) и Гарри Эдисоном. В 1943-44 годах Гордон играл у Луи Армстронга (Louis Armstrong) и Флетчера Хендерсона (Fletcher Henderson), затем перешёл к Билли Экстайну (Billy Eckstine).

Его записи с Диззи Гиллеспи, Фэтсом Наварро сделали Гордона ведущей фигурой в бибопе. Композиции "The Chase" и "The Duel" прекрасно передают атмосферу этого периода карьеры Декстера.

К 1945 году Декстер Гордон покинул группу Экстайна и был резидентом в Нью-Йорке, где выступал и записывался с Чарли Паркером, а также самостоятельно. Гордон был выдающимся виртуозом и особенно известнен своими титаническими «Поединками саксофонов» с другими саксофонистами (Уорделлом Грэем - альбом Chase, 1947, Тэдди Эдвардсом - The Foremost, 1948).

Многие характеризовали стиль Гордона как «мощный и просторный» и очень ритмичный. Более всего на Декстера повлиял Лестер Янг. Гордон, в свою очередь, оказал влияние на Джона Колтрейна в 1940-х и 1950-х годах. Сходство их стилей включает ясные, сильные, металлические тона, их склонности подниматься до высоких нот, и их способности еще и вибрировать. Одной из особенностей Декстера Гордона было чтение текста каждой баллады, прежде чем играть её.

В 1950 году Декстер работал с певицей Хелен Хьюмс и снялся в фильме «Связной» в 1954 году. В 50-х проблемы, вызванные наркоманией, привели к тому, что он попал в тюрьму и практически утратил творческую активность на несколько лет.

К 1960 году он вернулся и стал записываться на студии «Blue Note». В 1962 году Декстер обретает свою былую популярность, вернувшись в Нью-Йорк с гастролями.

В сентябре 1962 года Декстер добирается с туром до Лондона, Европа принимает его так радушно, что он обосновывается в Копенгагене, лишь изредка совершая краткие поездки в США. Эти годы стали пиком его формы, и многие записи тех лет свидетельствуют о том, что это было лучшая пора его музыкальной карьеры. В США он записывается нечасто, в 1965 году, 1969-70 и 1972 годах, и пользуется славой по обе стороны Атлантики.

Декстер Гордон провел в Европе 15 лет, в основном в Париже и Копенгагене, где он играл регулярно с такими джазменами как Бад Пауэлл, Бен Уэбстер, Фредди Хаббард, Бобби Хатчерсон, Кенни Дрю, Хорас Парлан и Билли Хиггинс. Our Man in Paris, One Flight Up и Gettin' Around считаются лучшими записями этого периода.

Менее известны, но не худшего качества альбомы, которые он записал в тот же период на датской студии SteepleChase (Something Different99, Bouncin' With Dex и несколько десятков других). Декстер записывался не только с американскими sidemen но и с европейцами, такими как испанский пианист Тете Монтолиу и датский басист Нильс-Хеннинг Эрстед Педерсен.

Во время пребывания в Копенгагене Декстер Гордон и трио Кенни Дрю появились на экране в порнографическом фильме Оле Эге Pornografi (1971), для которого они написали и исполнили музыку.

Переезд Гордона обратно на родину в 1976 году стал настоящей сенсацией, о чем пестрили газеты и журналы. Поклонники джаза выстраивались в длинные очереди на шоу Гордона, чтобы воочию увидеть знаменитого саксофониста и услышать его непревзойденную игру.

В 1978 Декстер Гордон выступал в Белом доме и старался организовать новые дуэты с саксофонистами (с Фрэнком Фостером, Джонни Гриффином, Сесилом Пэйном). В 80-е годы снялся в кинофильме "Джаз в изгнании", но настоящую славу принесла главная роль в фильме "Около полуночи" (1985).

Гордон Декстер скончался 25 апреля 1990 года от почечной недостаточности. Он был отцом шести детей, а также крестным отцом будущего барабанщика группы «Металлика», Ларса Ульриха.

Самые известные композиции Декстера Гордона - Antabus, Dexterity, Ernie’s Tune, Tivoli, Boston Bernie, The Panther, The Girl With Purple Eyes.

Dexter Gordon - Body and Soul

 

Dexter Gordon - Daddy plays the Horn

 Hollywood, september 18 1955
Dexter Gordon-ts, Kenny Drew-p, Leroy Vinnegar-b, Lawrence Marable-d

Дискография

Dexter Rides Again (1945)
The Hunt w Wardell Gray (1947)
The Chase w Wardell Gray (1947)
The Duel w Teddy Edwards (1947)
Daddy Plays the Horn (1955)
Dexter Blows Hot and Cool (1955)
The Resurgence of Dexter Gordon (Riverside, 1960)
Doin' Allright (1961), Blue Note
Dexter Calling... (1961), Blue Note
Go! (1962), Blue Note
A Swingin' Affair (1962), Blue Note
Our Man in Paris (Paris 1963), Blue Note - w Bud Powell
One Flight Up (Paris, 1964) - Blue Note
King Neptune (1964)
Clubhouse (1965)
Gettin' Around (New York, 1965)
The Squirrel: Live at Montmartre (1967)
Take The "A" Train (1967)
Tower of Power (1969) - w James Moody
More Power (1969)
The Panther (1970) w Tommy Flanagan and Alan Dawson. Prestige Records
The Chase (1970) w Gene Ammons Prestige
The Jumpin' Blues (1970) w Wynton Kelly
Tangerine (1972) hard bop with Freddie Hubbard and others - Prestige
"Ca'Purange" (1972) with Thad Jones, Hank Jones, Stanley Clarke and Louis Hayes
"Generation" (1972) with Freddie Hubbard, Cedar Walton and others - Prestige
The Apartment (1974) - SteepleChase
Something Different (1975), SteepleChase
Bouncin' with Dex (1975), SteepleChase
Homecoming: Live at the Village Vanguard (1976)
True Blue w/ Al Cohn (1976; Xanadu Records)
Silver Blue w/ Al Cohn (1976; Xanadu Records)
Biting The Apple (1976) - SteepleChase
Sophisticated Giant (1977) with 11-piece big-band including Woody Shaw, Slide Hampton, Bobby Hutcherson - Columbia Records
Manhattan Symphonie (1978), Columbia Records—with Rufus Reid - bass, Eddie Gladden - percussion, and George Cables - keyboard
Gotham City (1980), Columbia Records
American Classic [featuring: Grover Washington Jr. and Shirley Scott] (1982) Elektra Entertainment
Round Midnight (1986), Columbia Records
The Other Side of Round Midnight (1986) Blue Note Records
Live at Carnegie Hall (1998), Columbia Records – Recorded in 1978
The Rainbow People with Benny Bailey (2002), Steeplechase Records - Released in 2002.

Комментировать с помощью:

Добавить комментарий

Запрещается использование ненормативной лексики, разжигание межнациональной вражды, обсуждение не связанных с джазом тем.


Защитный код
Обновить

  1. Популярное
  2. Комментарии
  • Экстайн Билли

    what is debt 07.10.2014 00:34
    Hello there, You have done an incredible job. I'll definitely digg it and personally recommend to my ...
     
  • Великий джазовый пианист и композитор Хорас Сильвер скончался в возрасте 85 лет

    Руслан 02.10.2014 14:04
    Ребята, подСкажите где в Севастополе в октябре можно послушать живой джаз???
     
  • Голощёкин Давид Семёнович

    татьяна 20.09.2014 14:37
    Поздравляю... люблю ВАШ талант.......и. .. ВАС, ...маэстро...
     
  • Джонс Куинси

    preeducational 08.09.2014 09:06
    When some one searches for his required thing, so he/she wishes to be available that in detail, so ...
     
  • Гершвин Джордж

    google advertising 04.08.2014 13:28
    This website definitely has all of the information I wanted about this subject and didn't know who ...
     
  • Голощёкин Давид Семёнович

    edit google plus age 03.08.2014 12:28
    Very rapidly this web site will be famous amid all blog visitors, due to it's nice posts
     
  • Кентон Стэн

    reasons for insomnia 07.07.2014 12:06
    bookmarked!!, I like your blog!
     
  • Картер Рон

    bassyak 04.07.2014 19:49
    Трио Картера просто огонь!

Найдите нас на Facebook

Мы ВКонтакте

Sevastopol Jazz

Севастопольский джазовый портал.

Джаз для Вас.

 

По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.