Африканская музыка (african music) — термин, употребляющийся по отношению к музыкальной культуре негроидных народностей, населяющих западную, центральную и южную часть фрики, для которых характерна общность музыкального языка, музыкального инструментария, закономерностей ладовой системы, ритмики и т. п. Музыкальный фольклор Центральной, южной и, в особенности, Западной Африки отмечен наибольшей самобытностью (и заметно отличается от музыки Северной и Восточной Африки, подвергшейся влиянию арабомусульманской культуры. Музыка африканских негров разнообразна по жанрам и неразрывно связана с трудовым процессом и культовыми обрядами. Она сопровождает официальные и церемониальные мероприятия и широко распространена в быту. Среди наиболее часто встречающихся жанров - трудовые, героические, колыбельные и лирические песни.
Типичный для А. м. лад - пентатоника. Ритмика отличается сложностью и богатством, применением высокоразвитых форм полиметрии и полиритмии, что особенно ярко проявляется в ансамблевом исполнении. В каждом африканском оркестре имеется несколько барабанов, совместное звучание которых создает так называемый перекрестный ритм, т. е. одновременное сочетание различных ритмов. При исполнении вокально-инструментальной музыки возникает несколько индивидуальных по рисунку ритмических линий (вокальная партия, хлопание в ладоши, удары в барабаны). Благодаря их несовпадению создается эффект синкопирования. Несмотря на ведущую роль ритма, в А. м. ярко выражено мелодическое начало. Так как гармонический строй не присущ А. м., в ней используются гетерофония, а также элементы полифонии с параллельным голосоведением в кварту или квинту.
Многие ритмические, мелодические и тембровые особенности А.м. обусловлены характером разговорной речи, в которой отчетливо выделяются звукоподражательные элементы. Поскольку африканские языки интонационно чрезвычайно гибки и имеют 3, 5, а некоторые даже 7 тонов, это не могло не отразиться и на вокальной музыке, изобилующей полутоновыми, а иногда и четвертьтоновыми соотношениями. Для манеры пения африканцев характерны напряженность звучания, специфический хрипловато-гортанный тембр, вибрация, «глиссандирующие» интонации, горловые и носовые звуки, высокий фальцет, выкрики, а также склонность к контрастному использованию крайних регистров диапазона, что наиболее ощутимо в смешанном хоровом пении, где густым, мощным басам противопоставляются пронзительно резкие звучания в высоком регистре. При игре на духовых инструментах, так же как и в вокальной музыке, имитируются интонации и тембр человеческого голоса. Для А.м. типична вопросо-ответная структура - перекличка между солистом и хором, двумя, хорами, а также между вокалистами и инструменталистами.
Необычайно богат африканский инструментарий, основу которого составляет группа ударных инструментов. Среди них выделяются барабаны, насчитывающие несколько десятков главных типов и сотни их разновидностей. Ансамбли барабанов достигают в исполнении высокой степени виртуозности. Широко распространены ксилофон, маримба, там-там, гонг, а для создания ритмического фона в оркестрах применяются колокольчики, погремушки, трещотки и т. п. Группу духовых инструментов представляют рог, труба, флейта, которые изготавливаются из дерева, тыквы, слоновьих клыков и рогов животных. Применяется также самодельная арфа, имеющая несколько разновидностей A.M., которая на протяжении XVI—XVIII вв. «экспортировалась» с невольниками в Новый Свет, оказала сильное влияние на возникновение, формирование и развитие американской музыки, в частности джаза. В некоторых районах Северной Америки А.м. сохранилась более или менее нетронутой, а на Юге США, вступив во взаимодействие с музыкальной культурой белых, способствовала появлению многочисленных новых форм, объединенных под общим названием «афро-американская музыка».
Джазовая музыка, как в ранних, так и в более поздних стилях и направлениях, широко использует многие элементы, присущие A.M., в том числе способы звукоизвлечения и интонирования, тембровую окраску звука, вопросо-ответную структуру, особенности ритмики, импровизационность и многое другое. афро-американская музыка (afro-american music) — народная музыка американских негров, возникшая в результате смешения элементов африканской и европейской музыкальной культуры. А.-а.м. формировалась на протяжении XVI- XIX вв., в ней преобладают типичные африканские черты.
В А.-а.м. существуют следующие жанровые подразделения: вокальная музыка (трудовые песни, баллады, спиричуэле, блюзы), инструментальная музыка и джаз. Термин ввел в 1914 г. музыкальный критик Г. Кребил, и ныне он применяется по отношению к негритянскому фольклору США. афро-кубинский джаз (afro-cuban jazz) - направление современного джаза, развившееся в период расцвета бибопа во второй половине 40-х гг. Для А.-к.д. характерно использование элементов африканской и кубинской музыки, в частности ритмов латиноамериканских танцев - мамбо и румбы, что способствовало расширению ритмической группы за счет введения в нее кубинских народных ударных инструментов (бонги, клавес, конга, маракасы, тим-балес). Это направление типично для некоторых ансамблей, играющих в стиле бибоп. Тенденции А.-к.д. наиболее ярко проявились в композициях «Cubana be», «Cubana bop», «Manteca» и других, записанных на грампластинки бигбэндом Диззи Гиллеспи в 1947 г. Большое влияние на развитие А.-к.д. оказали исполнители на ударных инструментах, приглашенные с Кубы и Пуэрто-Рико, среди которых Кандидо, Мачито, Чано Позо.
Свойственная латиноамериканской музыке полиритмия значительно обогатила джаз, повлияла на фразировку, а также на технику игры на ударных инструментах у некоторых исполнителей (Арт Блеки, Макс Роуч). В 50-е гг. афро-кубинские ритмы использовались в биг бэндах, в частности в оркестре Стена Кентона. А.-к.д. оказал также влияние на творчество таких аранжировщиков, как Джордж Рассел, Чико О'Фаррил и Гил Фуллер.
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Нет событий |
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.
Комментарии
RSS лента комментариев этой записи