Блюз (blues) — первоначально сольная народная песня с характерным лирическим настроением, которая была распространена в среде Североамериканских негров, живших вдоль реки Миссисипи. Название «блюз» происходит от английского слова blue - меланхолия, грусть. Блюзы возникли предположительно еще в середине 19 века, однако первые достоверные сведения об их бытовании относятся к периоду после окончания гражданской войны Севера против Юга (1861 — 1865), ознаменовавшемуся отменой рабства.
Наиболее типичная форма блюза - 12-тактовый период из трех фраз по четыре такта в каждой (ААВ): первые 4 такта - на тонической гармонии, по 2 - на, субдоминанте и тонике и по 2 - на доминанте и тонике. Однако встречаются также и другие формы.
Размер блюза — 4/4, темп произвольный, чаще медленный. Характерной особенностью блюза являются так называемые блю ноутс - пониженные III и VII ступени в натуральном мажорном звукоряде, а также вопросо-ответная структура, проявляющаяся как в мелодии, так и в тексте. Последний состоит из трех строф. После каждой строфы, равной двум тактам мелодии, следует двухтактный инструментальный проигрыш. Поэзия блюза по-народному проста, красочна и полна юмора.
Тематика блюза довольно разнообразна. В них повествуется о различных событиях повседневной жизни негра, однако, в отличие от спиричуэле, высказывается отношение к тем или иным вещам или явлениям. В блюзе поется о безответной любви и утраченном человеческом достоинстве, о горькой неволе и непосильном труде. Содержание многих блюзов имеет остро социальную направленность. Это песни-жалобы бедняков, песни безработных и бездомных бродяг, «тюремные» блюзы, в которых ощущаются интонации гневного протеста против социальной несправедливости и расовой дискриминации.
В начале XX в. блюзы впервые привлекли внимание фольклористов. Первый сборник блюзов был издан в 1912 г. известным композитором и собирателем негритянского фольклора Уильямом Хенди, который вошел в историю американской музыки как «отец блюзов». С этого времени в практику начал входить и сам термин «блюз».
Различается три стадии эволюции блюза: архаический, или предклассический, классический и современный (ритм энд блюз).
Самый ранний тип блюз - архаический (archaic), встречающийся также под названиями «деревенский» (country) и «народный» (folk), - является синтезом предыдущих форм афро-американского фольклора. Он имеет много общего с трудовыми песнями. Ему присущи декламационный характер холлерс и спиричуэле, балладное строение мелодии. Первоначально исполнялся соло без аккомпанемента. Этот тип блюза в своей первозданной форме продолжает существовать в сельских местностях США и поныне. Среди наиболее известных его исполнителей - Лемон Джефферсон и Хадди Ледбеттер.
Появление другого типа блюза - городского (city), или урбанизированного (urban), из которого позже развился классический (classic) блюз, - относится к концу XIX в., когда блюз проникает в крупные промышленные центры и там быстро завоевывает популярность. В нем утвердились характерные особенности, унаследованные от музыки афро-американских негров, и четко выкристаллизовались 12-тактовая форма и гармоническое сопровождение. Классический блюз исполняется соло в сопровождении одного или нескольких инструментов, - как правило, банджо (позже гитары), губной гармоники и фортепиано. Его расцвет приходится на 20-е гг. На грампластинку впервые был записан в 1923 г. К числу наиболее известных интерпретаторов классического блюза относятся Сонни Бой Уильямсон, Гертруда Ма Рейни и «императрица блюза» Бесси Смит. Дальнейшее развитие блюза привело к появлению в 40-х гг. еще одной его модификации - ритм энд блюз, отличающейся экспрессивной манерой исполнения. Среди наиболее известных исполнителей блюза в 50-60-е гг. - Джимми Рашинг, Джо Тарнер и Джо Уильямс.
Наряду с вокальной существует и инструментальная форма блюза, получившая широчайшее распространение в джазе. Одной из ранних разновидностей инструментального блюза является буги вуги. В 10-е гг. она появляется в репертуаре новоорлеанских ансамблей. Наиболее интенсивного развития достигает в конце 20-х и в 30-е гг. в стиле Канзас Сити. Форма инструментального блюза повсеместно представлена и в современном джазе. Первая запись на грампластинку была сделана ансамблем Кида Ори в 1921 г. Среди популярных интерпретаторов инструментального блюза трубач Луис Армстронг, вибрафонист Милт Джексон, органист Джимми Смит, пианисты Каунт Бейси, Хорас Силвер, Дюк Эллингтон и многие другие.
Блюз оказал большое влияние на зарождение, формирование и развитие джаза. Он во многом предопределил его интонационное и ритмическое строение и является одной из самых ярких и важных его форм. Блюз составляют основу репертуара подавляющего большинства исполнителей. Влияние блюза чувствуется во всех стилевых направлениях, в творчестве музыкантов традиционного джаза и периода свинга, в джазе 40-х гг. и последующих десятилетий. Жанровые особенности блюза использованы также многими композиторами XX в., в том числе Джорджем Гершвином, Эрнстом Кшенеком, Дариюсом Мийо и Морисом Равелем.
Комментировать с помощью:
Стэнли Джордан (Stanley Jordan)- американский джазовый и ф…
Каунт Бейси (Count Basie) - американский джазовый пианист,…
Джо Венути (Joe Venuti) справедливо считают первым великим…
Натаниэль Адамс Коулс известный как Нэт Кинг Коул (Nathani…
Луи Армстронг (Louis Armstrong), по прозвищу Сатчмо (Satch…
Чарли Паркер (Charlie Parker),также известный как Птичий д…
Джон Колтрейн – один из самых больших реформаторов джаза, …
Нет событий |
Севастопольский джазовый портал.
Джаз для Вас.
По вопросам размещения рекламы обращаться к администрации портала.